Новые модели профессионального образования урологов

Новые модели профессионального образования урологов

Прежде чем предлагать новые модели и определять перспективы постдипломного образования, целесообразно первоначально отметить существующие реалии и проблемы в этом вопросе.

 

Основы постдипломного образования должны закладываться еще в период общемедицинского. Сегодня этапы обучения врача-уролога составляют 8 лет и включают вузовское общеврачебное образование (6 лет), по окончании которого выдается диплом врача по специальности «лечебное дело». Важно подчеркнуть, что циклу урологии в нем уделяется катастрофически мало времени, всего 36 часов. И это когда урология сегодня одна из наиболее динамично развивающихся специальностей, оказывающих огромный спектр высокотехнологичных видов медицинской помощи. Ежегодно появляются все новые и новые методы диагностики, современные инструментальные инновации (лапароскопия, робототехника. 3Д- моделирование патологического процесса и т.д.). Конечно, студенту еще рано разбираться в таких тонкостях, но он должен иметь представление о современных принципах диагностики и лечения. Однако за прошедшие 30 лет учебная нагрузка на цикл урологии не менялась, что создает еще дополнительные трудности в дальнейшем обучении уже врача-уролога, которому приходится проходить углубленный основополагающий курс урологии.

Послевузовское образование представлено клинической ординатурой в течении 2 лет, по окончании которой выдается свидетельство о окончании ее и сертификат специалиста по урологии. И этого времени катастрофически мало для подготовки современного уролога. Например, продолжительность обучения уролога в Европе: от 11 лет в Германии, до 14 - в Швейцарии (в 'других странах - 12-13 лет). Например, во Франции обучение занимает 13 лет: 6 лет - медицинский университет - в зависимости от результатов экзамена можно выбрать ординатуру. Затем 7 лет - постдипломное образование: 5 лет - ординатура по урологии и 2 года - практика в качестве «старшего ординатора». Но главное - не время образования, а то, что и теоретическая, и практическая его часть конкретизированы на модули, каждый из них четко оценивается по баллам. В Европе, например, они разделяются на категории в зависимости от уровня квалификации: чтобы получить следующий уровень, необходимо соответствовать определенным нормативам, стандартам, требованиям и сдать экзамен. У нас такого нет.

Подготовка врача-уролога в нашей стране должна обязательно включать 1 или 2 года общей хирургии, поскольку урология относится к хирургическим специальностям. Данный опыт имеется и в России. Относительно недавно согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 553 от 20 августа 2007 г. «О внесении изменений в приказ от 27 августа 1999 г. № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» для поступления в клиническую ординатуру по урологии обязательно требовался сертификат по хирургии.

Согласно современному законодательству, после окончания медицинского ВУЗа выпускник имеет право на прохождение бесплатной ординатуры или интернатуры только по одной специальности. А здесь подучается – по двум. Таким образом. Сертификация по урологии возможна только на платной основе. Не каждый молодой специалист может себе это позволить. Поэтому молодой врач, желающий стать урологом, сначала ординатуру или интернатуру по хирургии (к этому моменту возраст учащегося около 25-26 лет), работает не менее 2-3 лет в качестве хирурга (28-30 лет) и только после этого может поступить в ординатуру по урологии; к 30-32 годам стать «молодым» специалистом-урологом. который еще как минимум 5 лет должен овладевать всеми тонкостями специальности, набирать опыт самостоятельной работы. При этом напрашивается вопрос: а захочет ли врач, получивший хирургическое образование и начавший работать по специальности, вновь стать учащимся и получать мизерную стипендию, которая не в состоянии обеспечить существование самого учащегося, не говоря уже о его семье. На наш взгляд, обязательная общехиругическая подготовка должна проходить, но как этап подготовки врача-уролога в рамках клинической ординатуры по этой специальности.

Еще одна важная проблема - отсутствие единой обучающей программы. Клиническая ординатура в России проходит на базе одного клинического учреждения по «местной» программе, где четких критериев качества подготовки уролога нет. Основной акцент ставится на технологии, наиболее развитые и широко применяемые в данной клинике.

То есть в одном месте большее внимание уделяется теоретической подготовке, в другом - практическим навыкам. Правда, в настоящее время создана специальная комиссия в рамках УМО по созданию единой программы по урологии. Однако итоги ее работы целиком зависят от принятия новых сроков обучения врача-уролога. Двухлетняя ординатура позволяет подготовить амбулаторного врача. Для подготовки врача современного урологического стационара необходимо не менее 5 лет, включая год общехирургической подготовки. Важное значение имеет клиническая база при прохождении ординатуры. Молодые специалисты обязательно должны столкнуться с оказанием скорой и неотложной помощи. Таким условиям удовлетворяет многопрофильное ЛПУ, работающее по скорой помощи. Кроме того, стационар должен обладать подготовленным преподавательским составом, оснащен инновационными диагностическими и лечебными технологиями; кадровый состав обязан постоянно совершенствовать стандарты диагностики и лечения

Последние два года обучения будущие урологи должны уделять более узким специализациям: реконструктивно-пластической хирургии, андрологии, урогинекологии, онкоурологии, лапароскопии, робот-ассистированной хирургии, уродинамике, нейроурологии и т.д. И это у них получается. Теоретическая подготовка урологов вполне достаточная, а вот практическая - сложный вопрос. Современный ординатор по завершении своего обучения редко готов к выполнению всего спектра урологических оперативных вмешательств. Даже очень хорошее оснащение стационара не гарантирует освоение учащимся данных оперативных пособий. В связи с этим актуальным становится вопрос использования в подготовке молодого врача-уролога симуляционных моделей.

Сегодня в мире уже созданы и успешно апробированы высокореалистичные симуляторы различных оперативных пособии на базе компьютерных систем. Есть публикации научных работ, демонстрирующих превосходство в оперативном классе врачей, прошедших подготовку на подобных симуляторах. Количество осложнений у «тренированных» врачей сокращаются в разы. Организация на клинических базах центров «виртуальной» подготовки урологов, участие в реальных операциях и отработка навыков на симуляторах позволит учащимся значительно эффективнее осваивать оперативные пособия. Разнообразие и объем выполняемых вмешательств должны четко регламентироваться. Принятие единой программы клинической ординатуры по урологии позволит четко определить данный перечень.

Важный момент эффективного обучения - индивидуальная ответственность преподавателя за подготовку ординатора. Каждый профессор или доцент должен обучить в определенный срок одного-двух ординаторов необходимому объему теоретических знаний и практических умений. При этом доверять экзаменовать учащихся нужно независимым экспертам, не принимавшим участия в обучении.

Дополнительное профессиональное образование уролога сегодня - это циклы общего и тематического усовершенствования (1 раз в 5 лет); аттестация (1 раз в 5 лет); сертификация (1 раз в 5 лет). При этом сертификационные программы однообразны, хотя слушателями одного цикла являются как высококвалифицированные хирурги-урологи, так и врачи амбулаторно- поликлинической практики. И конечно, уровень подготовки специалистов оставляет желать лучшего. Кроме того, аттестация на врачебную категорию - сегодня формальное мероприятие, которое не соответствует современным требованиям, а затрагивает лишь косвенные признаки профессионализма: стаж работы по специальности, занимаемую должность, наличие ученой степени или звания.

В указе Президента Российской Федерации В.В. Путина № 598 от 7 мая 2012 г. определено, что должны быть разработаны программы непрерывного повышения квалификации медицинских работников. 18 февраля 2013 г. был создан Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ с участием профессиональных некоммерческих объединений. В рамках этого Совета разрабатываются примерные программы повышения квалификации, порядок проведения НМО, действуют пилотные проекты по отдельным специальностям, в том числе и урологии, в ряде субъектов РФ.

Очень важное значение в подготовке этих программ уделяется профессиональным медицинским сообществам, в частности, Российскому обществу урологов. Работа по подготовке пилотных проектов продолжается, при этом важнейший акцент сделан на использовании в программах повышения квалификации инновационных технологий (электронных, дистанционных и симуляционных). В настоящее время уже во многих обучающих центрах РФ успешно проводятся заочно-очные тематические циклы усовершенствования: заочная часть - on-line; очная - в обучающем центре, затем - итоговые экзамены.

Отечественная медицинская школа во все времена славилась богатыми традициями, особыми отношениями учеников к учителям. При создании программ дистанционного обучения важно обдуманно подойти к распределению часов очного и заочного обучения, чтобы не разрушить основные многолетние принципы российской медицинской школы: наставничество опытных специалистов над молодыми, стажировка специалистов в медицинских учреждениях более высокого уровня (врачей поликлиник в стационарах) и консультирование, например, врачей ЦРБ специалистами областной или краевой клинической больницы, участие в конференциях и семинарах, проводимых профессиональными медицинскими организациями, в частности Российским обществом урологов.

И последнее. Существующий сегодня в стране педагогический и научный потенциал в состоянии реорганизовать процесс постдипломного обучения урологии, начиная с амбулаторно-поликлинических учреждений и заканчивая Федеральными урологическими центрами.

 

Ю.Г. АЛЯЕВ,

докт. мед. наук, проф., член- корр. РАМН, зав. кафедрой урологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, председатель Российского Общества урологов (РОУ)

 

Е.А. БЕЗРУКОВ,

докт. мед. наук, проф. кафедры урологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, зав. урологическим отделением клиники урологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова